МК - Бульвар, №8, 18-24 февраля 2002

 

Певца Александра Грина можно назвать самым мистическим артистом на нашей сцене. С раннего детства музыканта преследуют непонятного рода явления, объяснить которые не берутся даже специалисты. Как утверждает сам Александр, большинство ярких событий случилось у него в жизни помимо его воли. Оказывается, он чисто случайно поступил в ГИТИС, опять же чисто случайно спел дуэтом с Монсеррат Кабалье и чисто случайно работал в нескольких популярных мюзиклах. Хотите верьте, хотите нет.


Александр, одно время было модно интересоваться всевозможными НЛО и прочими необъяснимыми явлениями. Потом мода прошла, уменьшилось и число так называемых свидетельств. Многие считают, что все это ерунда. А вы в это верите?
Не знаю, кто или что за всем этим стоит. Но то, что существуют какие-то интересные силы, - в этом я уверен на сто процентов.


Откуда такая уверенность?
Просто очень часто я попадаю в такие невероятные истории, списать которые можно только на наличие каких-то сил. Например, все, наверное. слышали о барабашке. Существует он, не существует, но у меня дома частенько пропадают вещи, а потом через какое-то время появляются вновь. Заметьте, я живу один. Те же часы. По ложу их на столик, на минутку отвернусь, поворачиваюсь, а их уже нет. Потом через неделю, месяц нахожу на том же самом месте. Что это?


Ну, не знаю. Завалились куда-нибудь...
Или вот очень занятный случай. У меня был кот, который летом очень любил спать ночью на балконе. Под утро, когда холодало, я закрывал
балконную дверь, а часов в семь или восемь утра Кеша замерзал и начинал громко мяукать. Мне приходилось вставать и запускать его. Однажды я так сладко спал, что поленился подняться и отрыть коту балкон. Кеша ругался около получаса, а потом я отчетливо
услышал, как кто-то постучал в окно. Живу я на третьем этаже...


Может быть, это была ветка?

Нет. Деревья с этой стороны дома не росли. Да и звук такой был, как будто костяшкой пальца стучали. Я на автомате поднялся, запустил кота, и только потом до меня дошло, что кот так постучать не мог. Так до сих пор и не знаю, кто тогда пожалел моего Кешу. Наверное, опять барабашка. Или, например, когда я еще маленьким был. Мой день рождения. Бабушка испекла торт. Всей семьей мы входим на кухню, чтобы зажечь свечи, и видим, что у торта отсутствует маленькая аккуратненькая долечка. Детей, кроме меня, в доме не было, все подумали, что это сделал я, и сказали: “На здоровье!”. Но я-то знаю, что торта не ел!


Кто-то из родителей решил попробовать?

Нет. Они обязательно сказали бы. Или вот еще. Опять же не скажу точно, что это было, но мне кажется - НЛО. Мы гоняли с ребятами во дворе в футбол. Вдруг видим, на небе появились какие-то светящиеся точки. Мы сначала подумали, что это самолет. Но эти точки превратились в огромные концентрические круги, которые расходились по всему небу. Может быть, есть этому какое-то научное объяснение. Может, спутники входили в атмосферу? Не знаю. Но на меня, десятилетнего мальчишку, эти точки-круги произвели огромное впечатление. Да и не только на меня. Мы стояли как вкопанные, рты нараспашку. Жутко интересно.


Практически все ваши истории произошли в детстве...

В детстве чудес всегда больше случается.


А сейчас с вами что-то подобное происходит?

В последнее время мистика заключается в том, что когда я берусь за какое-то сложное дело, то неожиданно непонятно откуда приходит уверенность и спокойствие.
 

Некоторые называют это профессионализмом.

Но это связано не только с музыкой. Мне тяжело привести сейчас конкретный пример, но, что называется, я сам себе удивляю. Наверное, когда человек идет к какой-то цели и очень хочет ее достигнуть, то обстоятельства идут ему навстречу. Или кто-то помогает этим обстоятельствам.
 

Например...

Мой папа военный, и наша семья жила в Баку. Я уже учился в Бакинской консерватории, когда начались все эти закавказские события, и поэтому решил перевестись в Москву, на еще точно не знал куда. Проучившись в консерватории, я понял, что академические рамки для меня тесны, и специально наметил несколько московских вузов, куда собирался сходить по приезде и посмотреть, что там и как. Начал я с ГИТИСа. И так получилось, что пришел я именно в тот день. в тот час и в ту минуту, когда прошло заседание кафедры, когда были абсолютно все педагоги, весь деканат. Кто учился, знает, как это редко случается. И вот я зашел именно в тот момент, когда они закончили со всеми своими текущими проблемами. В течение пяти минут они выслушали меня и зачислили на второй курс.


У вас документы хоть какие то были с собой?

Вот в том-то и дело, что нет. Я просто зашел узнать, что и как. У меня даже документов, подтверждающих, что я студент Бакинской консерватории, не спросили. Я считаю, что это настоящее чудо, потому что перевестись из одного московского вуза в другой очень большая проблема, а здесь разные республики, по моему, в то время даже страны.




Наверное, когда экзамены сдавали, тоже помощи у всяких сил просили?
Естественно. И, знаете, помогало. Мне даже однажды приснились результаты одного очень сложного эк замена. В ночь перед сдачей я вижу во сне, как все мои однокурсники выходят из какой-то двери с зачетками, открывают их и громко говорят, что получили. Так оно и вышло, кому я какую оценку предсказал, такую он и получил.


А вы?
Сон оборвался на том, что я только начал открывать зачетку и не успел рассмотреть оценку. (Смеется.)

 

Но все-таки сдали экзамен?

Куда я денусь? А в десятом классе химию чудом ответил. Я абсолютно ничего не понимал и не понимаю до сих пор поэтому предмету. Поэтому даже не пытался учить билеты. За несколько дней до экзамена от куда-то пришла та самая уверенность, что все получится. И получилось. Мне попался вопрос о перспективах раз вития химической отрасли в нашей стране. Ну, я и наговорил о полимерах, освоении космоса и т.д. Язык у меня всегда был подвешен.

 

Может быть, просто повезло?

Я считаю, что случайностей не бывает. Когда я учился в ГИТИСе, то параллельно работал в музыкальных театрах. “Летучая мышь”, был еще такой Московский театр мюзикла, мы там ставили замечательный мюзикл Джельсомино. И вот я носился между институтом и театрами просто как Труффальдино из Бергамо. Малейшая несостыковка по времени могла привести к огромным проблемам. Я приходил на репетицию в театр, отыгрывал свою роль (благо она небольшая была) и мчался на репетицию в ГИТИС. Потом обратно. Картина получалась великолепная: из здания института выбегал какой-то странный парень в шинели, в гриме, бороде и спускался в метро.


И вас без проблем пропуска ли?
Я пролетал с такой скоростью, что тетеньки-дежурные не успевали ничего понять. А в вагоне люди, конечно, от меня шарахались. Но иначе я не успевал. Разница между репетициями была в считанные минуты. Но я никого ни разу не подвел. Разве это не чудо? Я просил всех святых, умолял Господа Бога, что если он поможет мне отыграть в этих двух спектаклях, то я никогда не буду курить (не курю до сих пор), давал и другие зароки.


Артисты по своей природе люди очень суеверные. У вас есть какие-то приметы или традиции, которые вы обязательно соблюдаете перед записью или концертом?
Естественно. Например, перед тем как уехать работать на студию, я обязательно репетирую. Но не просто так, когда мне захочется, а за определенное количество часов до записи. Если быть точным, за четыре. То есть, если мне нужно быть в студии к двенадцати, значит, дома я репетирую в восемь.
 

Откуда взялся этот порядок времени?
Не знаю. Просто так сложилось, И вы знаете, если я по какой-то причине этого не сделаю, у меня все складывается не так, как надо. Когда записывал одну из песен на своем альбоме "Одинокая душа", то у меня никак не получалось порепетировать дома. Обычно на одну песню у меня уходит два-три дня. Здесь я потратил на запись больше недели. Меня постоянно что-то отвлекало, что-то ломалось, кто-то простужался и не приходил несколько дней. Вдобавок ко всему у меня пропади ноты, а мой сайт вдруг ни с того ни с сего выдавал не понятную кодировку и никак не открывался. В общем, я решил, что больше никогда не буду изменять своему правилу. Что бы ни случилось.


Перед концертами какие-то ритуалы соблюдаете?
У меня есть “театральная” примета. Если накануне премьеры репетиция прошла ужасно, значит, сам спектакль получится великолепным. Всегда сбывается. Я даже со своими коллегами об этом говорил, и они подтвердили мое наблюдение. Недавно, накануне премьеры мюзикла “Я” был жутко недоволен собой во время прогона. И текст забывал, и не с той ноги на сцену выходил - в общем, все валилось из рук. А премьера прошла более чем замечательно. Что же касается концертов. то всегда действует правило "чувство уверенности". Если перед концертом я знаю, что все пройдет хорошо. значит, так оно и будет. Если я в этом не уверен - что-то обязательно случится. Приведу два примера. Когда я должен был петь дуэтом с Кабалье, казалось бы, перед репетицией я, молодой артист, должен был не есть, не спать. Но я был уверен, что все будет хорошо. Конечно, волновался, но больше из-за того, что увижу такую звезду и буду петь с ней. Но когда вышел на сцену и Кабалье взяла меня за руку, я успокоился, и все получилось. А вот однажды перед концертом в каком-то городе ко мне никак не приходило это чувство уверенности. В результате я вышел на сцену, и она от каждого моего шага начала вибрировать. Оказалось, что сцену собирали впопыхах и что-то там не рассчитали. Пришлось практически весь концерт стоять на месте.